У кузнеца — что стукнул, то пятак Или почему художественная ковка — это дорого.

Художественная ковка — это изготовление изделий методом горячей ковки, заключающейся в механической обработке металла, нагретого до ковочной температуры. Горячая ковка выполняется исключительно вручную, и центральным действующим лицом в этом процессе, вне зависимости от количества помощников и вспомогательного оборудования, всегда выступает кузнец.

Безусловно, в крупных мастерских, в том числе — в мастерской «Сварог» имеется значительный штат сотрудников, отвечающих за различные этапы работы с заказами. Специалисты по дизайну, в какой-то мере — менеджеры и монтажники берут на себя часть нагрузки, которая, в их отсутствие, легла бы на плечи кузнеца.

Но герой нашей статьи — именно он. От его знаний и мастерства зависит качество изделия, точность и скорость выполнения заказа.

Уйдёт ли клиент довольным, точно зная, куда он с радостью снова обратится в следующий раз? Будет ли он рекомендовать мастерскую своим знакомым?
Всё это в первую очередь зависит от кузнеца.

Не кует железа молот, кует кузнец

Издавна кузнецы были людьми весьма востребованными, а потому — не бедными. В средние века это было продиктовано тем, что любые металлические сельхозорудия, детали, предметы хозяйства и быта, а также ручное и огнестрельное оружие могли появиться исключительно в кузнице. Металлургических предприятий не существовало, штамповка и литьё пришли к нам только в XIX веке.

В наше время причина востребованности кузнечного ремесла имеет другую природу. Мало кому придёт в голову обратиться в кузницу за гвоздями, ободом для колеса или лошадиными подковами, хотя бывает и такое. Зато огромным спросом пользуются высокохудожественные изделия, требующие филигранного мастерства и досконального знания мастером своего дела. И как и в прежние времена, число таких специалистов не велико, а ценность их — высока.

Кузнецом никто не рождается

Кто же они, современные кузнецы? Как и почему люди приходят в эту профессию?

Когда-то кузнечное ремесло было делом почти сугубо семейным, секреты ковки передавались от отца к сыну. За последнюю пару столетий эта цепь практически прервалась, и нынешние кузнецы выбирают своё призвание самостоятельно, по велению сердца. Зачастую это выпускники художественных училищ и ВУЗов, нашедшие своё призвание в искусстве виртуозной работы с огнём и металлом. Есть и те, кто приходит учиться кузнечному делу из совсем других областей. Не имеющие сколько-нибудь профильного образования, но завороженные кузнечной магией. С одинаковым жаром постигающие и прикладные навыки, и эстетические основы этого непростого искусства.

Кузнецу лихо, что в кузнице тихо

Несмотря на появление новых технологий и использование в кузнеце различных современных инструментов, ковка остаётся всё тем же тяжёлым ручным трудом, что и много столетий назад. Только тот, кто чувствует в этом своё настоящее призвание, способен в полной мере овладеть тонкостями ремесла и стать настоящим профессионалом.

Без преувеличения можно сказать, что для настоящего кузнеца работа в кузне — самая важная часть его жизни. Именно она является его средством к самовыражению, составляющему смысл существования любого художника. Это то, чем он живёт. Да, художественная ковка — это ремесло, но ремесло не в большей степени, чем например, работа скульптора. Кузнец, как и скульптор, прежде всего — художник.

Чем сложнее задача, которую требуется решить, и чем больше простора остаётся для фантазии при разработке эскиза изделия, тем интереснее кузнецу.

Кузнец клещи кует, чтобы руки не жгло

Кузнец и дизайнер выступают полноценными соавторами в работе над проектом. Именно кузнец определяет возможность и целесообразность использования тех или иных элементов в зависимости от назначения и условий эксплуатаций изделия. От его знаний зависит правильный выбор материалов и проработка технических нюансов, влияющих как на эстетические аспекты, так и на конечную стоимость.

Уже на этом этапе мастеру нужно чётко представлять последовательность действий при ковке и сборке изделия. Всё это напрямую влияет на качество, точность и сроки исполнения заказа. На то, сколько физических усилий, а главное — времени потребует тот или иной участок работы.
Ведь стоимость кузнечного труда, определяется не столько тяжестью той или иной, выполняемой вручную, операции, сколько временем, которое требуется для её выполнения.

Наличие таких современных приспособлений как дрель, болгарка, пневматический молот и гриндер не слишком облегчили работу кузнеца. Пневматический молот избавил от необходимости в здоровенном детине молотобойце. Ведь сам кузнец и прежде никогда молотом не орудовал.
Болгарка и различные шлифовальные машины дали возможность более тонкой и точной обработки изделий и их элементов.

Да, электрическая и газовая сварка, о которых мастера прошлого могли бы только мечтать, упрощают процесс и значительно сокращают время сборки и монтажа изделий. Без их применения, изделия художественной ковки были бы доступны лишь самой обеспеченной части потенциальных заказчиков. Потому что «ортодоксальный» подход к ковке и сборке — это то, что потребует еще больше труда и времени. Здесь, помимо прочего, также потребуется изготовление различных соединителей — расщепов, клёпок, клиньев и хомутов.
Конечно, если заказчик желает полного следования «канону», то кузнецу, как художнику и творцу, будет по-настоящему интересно работать над таким заказом. Но закон «время — деньги» в полной мере будет работать и здесь.

Ковки — час, наладки — день

Художественная ковка подразумевает работу по индивидуальному проекту, когда «каждый раз — как в первый раз». Это требует индивидуального изготовления всевозможных вспомогательных элементов, приспособлений и шаблонов для гибки металла, нанесения на него рисунка. Для создания повторяющихся в изделии, но уникальных самих по себе элементов. Огромную роль играет точность разметки при подготовке чертежа, учитывающего припуски на последующую обработку швов под сварку. Это тоже — труд кузнеца.

Доступность использования в ковке различных видов металла даёт практически неограниченные возможности для творчества. Но одновременно и требует отличного знания тепловых режимов, технологии и специфики работы с ними. Кузнец должен уметь точно определять по цвету температуру металла, чётко представлять последовательность и время операций, которые надо выполнить, пока металл сохраняет требуемую ковкость. Правильное приложение усилий молота, грамотное подстуживание при работе с определёнными марками стали, и многое-многое другое — это то, от чего зависит конечный результат работы.

Немаловажный и не самый короткий по продолжительности этап — сборка готового изделия. Как бы искусно не были выполнены отдельные детали, по‑настоящему изящно оно будет выглядеть только при условии не менее искусной сборки. Тщательная обработка всех стыковочных швов, очистка от окалины и брызг металла, всё это — время, время, время...

У кузнеца руки черны, да хлеб бел

Условия, в которых приходится работать кузнецу, далеки от идеальных. И настоящий мастер — не тот, кто ставит деньги впереди дела. Работа в кузнеце требует не только физической, но и духовной выносливости. Люди, стремящиеся просто подзаработать денег, здесь не приживаются.

Мастер дорожит своей репутацией, зарабатывая её годами, а любая кузнечная мастерская больше всего дорожит своими кузнецами.

Заказчики, в свою очередь. выбирают ту кузнецу, где работают настоящие профессионалы, не только в совершенстве владеющие своим ремеслом, но и обладающие тонким художественным вкусом.

Их время стоит дорого, но эта цена — оправдана.

Поделиться:

Назад к списку